Экстрадиция в России

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. № 11 “О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания” упорядочены основные моменты, влияющие на содержание принятого судебного акта по жалобам лиц, подлежащих экстрадиции. Отмечены тенденции глобализации, интеграции, миграции населения и роста транснациональной преступности. Новое постановление Пленума не вносит принципиальных новелл в судебную практику. Как и ранее выдаче подлежат подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, а также осужденные судами РФ при наличии ратифицированного международного договора. Следует иметь в виду, что ряд международных договоров, ратифицированных Россией, предусматривает выдачу лица, находящегося на территории РФ лишь за совершение конкретных преступлений (либо обвиняемых в них), предусмотренных договором. И есть договоры о правовой помощи универсального содержания. Так, например, согласно Международной конвенций о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. (статья 11), нельзя обосновывать выдачу по запросу иностранного государства лица обвиняемого в совершении экономического преступления, не связанного с оборотом веществ, используемых при разработке и создании оружия, действие которого основано на атомной энергии.

Жалобы на решения об экстрадиции рассматриваются по первой инстанции судами общей юрисдикции субъектов РФ. Специализированные суды, в том числе и военные суды, в рассмотрении данных дел участия не принимают.

Дела по жалобам на решения о выдаче рассматриваются с учетом действующего международного права. Коллизии международно-правовых норм государства - участники Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года разрешают в пользу последней, имеющей приоритетную силу над другими актами международного права при условии, что последующие межправительственные соглашения не изменяют ее принципов.

При выдаче лиц по запросу страны, не участвующие в указанной Конвенции, приоритетные акты не указаны. Надо полагать, что таковыми являются Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Судебное постановление выносится с учетом оговорок Российской Федерации, текст которых может содержаться в законе о ратификации международного договора.

При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности, то есть для обмена с гражданами РФ, отбывающими заключение на территории этого государства.

Основанием для выдачи иностранца или лица без гражданства по запросу иного государства является наказуемость инкриминируемого деяния по уголовному закону Российской Федерации и закону запрашивающего государства. Не допускается отказ в выдаче требуемого лица при несовпадении отдельных лишь формальных признаков состава преступления либо в юридической квалификации деяния. При таких обстоятельствах суд исследует фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

При определении того, является ли деяние наказуемым по уголовному закону Российской Федерации, следует учитывать положения статей об обратной силе уголовного закона, давности совершения деяния и т.п.

При этом отмечено, что течение сроков давности приостанавливается при уклонении лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства. Следовательно, судебной практикой вменяется в обязанность сообщение разыскиваемым лицом о своем местонахождении с момента, когда такое лицо узнало об уголовном преследовании у себя на родине. Как уклонение от ответственности рассматривается неисполнение лицом обязанности зарегистрироваться по месту своего пребывания или отсутствие места постоянного пребывания в Российской Федерации. Суду необходимо проверять доводы лица о том, что оно не скрывалось от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

Однако вопрос о наличии в действиях лица исключающих преступление обстоятельств оставлен на усмотрение судов.

Учитывая, что лицо подлежит выдаче, если Уголовный кодекс Российской Федерации и закон запрашивающего государства предусматривают за деяние, в связи с совершением которого направлен запрос о выдаче, наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года либо более тяжкое наказание или если лицо было осуждено судом запрашивающего государства к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкому наказанию, при условии, что международным договором Российской Федерации не предусмотрены иные сроки, отказ в выдаче по мотиву малозначительности деяния судами не допускается.

В выдаче может быть отказано в связи с принятием акта об амнистии, но только в том случае, если это предусматривается международным договором Российской Федерации. Не подлежат выдаче лица:

  • признанные беженцами или получившие временное убежище, в отношении которого Российской Федерацией получен запрос о выдаче, не может быть выдано запрашивающему государству, которое является государством гражданской принадлежности, обычного местожительства таких лиц или любым иным государством, на территории которого имели место обстоятельства, послужившие основанием для предоставления лицу временного убежища или статуса беженца;
  • совершившие преступление, наказуемое смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и такое государство не предоставит гарантий, которые Российская Федерация сочтет достаточными, что наказание в виде смертной казни не будет приведено в исполнение;
  • если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию;
  • если выдача повлечет опасность для его жизни и здоровья, в том числе с учетом его возраста и физического состояния;
  • при несопоставимости условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Указанные обстоятельства доказываются защитой или опровергаются органами прокуратуры на основании показаний лица, в отношении которого принято решение о выдаче, допрошенных по ходатайству сторон свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы.

Неоднозначна выражена (и даже противоречиво) позиция Верховного Суда РФ относительно возможности заключения под стражу на основании постановления несудебного органа. Так, согласно п. 15 указанного Постановления Пленума  указано, что избрание и дальнейшее продление меры пресечения в виде заключения под стражу, включая определение сроков содержания под стражей, лицу, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или компетентным органом Российской Федерацией уже получен такой запрос производится в общем судебном порядке, какой установлен для избрания меры, в том числе и в виде заключения под стражу, по уголовным делам, расследуемым правоохранительным и ораганами РФ. На указанный порядок распространяются общие правила обязательного участия переводчика, законного представителя и защитника, установленные УПК РФ.

Однако в п. 21 того же акта написано: "если к запросу о выдаче прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении такого лица под стражу, то прокурор в соответствии с частью 2 статьи 466 УПК РФ вправе заключить его под стражу без подтверждения судом указанного решения на срок, не превышающий два месяца с момента задержания". Но ведь запрос об экстрадиции поступает именно тогда, когда лицо находится в международном розыске. А розыск объявляют уже после заочного заключения под стражу, так как экстрадиции подлежат лица, совершившие, как правило тяжкие, преступления.

И это после 2 (двух!!) Определений Конституционного Суда РФ, указавшего, что ст. 466 не предполагает право прокурора на задержание лица на основании ходатайства иностранного государства на срок свыше 48 часов без судебного решения. (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 101-О и Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 333-О-П).

Невзирая на это, Пленум указал, что исключительно судами разрешается вопрос о заключении под стражу до получения запроса иностранного государства на срок не более 40 дней.

При разрешении вопроса об избрании (продлении) меры пресечения в виде заключения под стражу суду необходимо рассмотреть возможность избрания иной меры пресечения, которая должна быть достаточной для обеспечения возможной выдачи лица. Невозможность избрания (продления) в отношении лица иной меры пресечения следует обосновать в постановлении об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо в постановлении о продлении срока указанной меры пресечения (часть 1 статьи 108 УПК РФ).

Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении лица избирается (продлевается), если имеются сведения в том числе об уклонении данного лица от правоохранительных органов и суда запрашивающего государства.

При рассмотрении вопроса о заключении под стражу учитываются:

  • Добровольная явка лица в правоохранительные органы Российской Федерации;
  • наличие на иждивении в Российской Федерации семьи;
  • наличие несовершеннолетних детей за пределами РФ;
  • места постоянного пребывания в Российской Федерации;
  • тяжелого заболевания;
  • обращение к компетентным органам с ходатайством о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища, при не полученном ответе.

Суд вправе в общем порядке изменить меру пресечения в виде заключения под стражу на любую иную меру, не связанную с содержанием под стражей.

При рассмотрении ходатайства прокурора о заключении лица под стражу до получения запроса о выдаче суд должен убедиться в наличии:

  • просьбы о временном задержании, отвечающей требованиям, которые определены в статье 16 Европейской конвенции о выдаче, если запрашивающее государство является участником указанного международного договора;
  • ходатайства о взятии под стражу, которое содержит информацию, предусмотренную в статье 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, если запрашивающее государство является участником данного международного договора;
  • поручения об осуществлении розыска, составленного согласно статье 61-1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, если запрашивающее государство является участником Протокола от 28 марта 1997 года к этой Конвенции;
  • других документов, необходимых для заключения лица под стражу либо применения к нему иных мер пресечения до получения запроса о выдаче в соответствии с подлежащими применению международными договорами Российской Федерации.

Отмечено, что обращение с ходатайством о предоставлении лицу статуса беженца, временного или политического убежища не приостанавливает рассмотрения производства о выдаче и судебных процедур по обжалованию решения Генерального прокурора, а также не является основанием для отложения судебного заседания. Вместе с тем подчеркивается, что выдача иностранного лица или лица без гражданства не может быть произведена даже при наличии вступившего в силу судебного акта до того, момента как будут исчерпаны все национальные средства по обжалованию отказа в представлении искомого статуса или убежища.

Например, при избрании (продлении) меры пресечения, рассмотрении жалобы на решение о выдаче судам следует иметь в виду случаи обязательного участия переводчика и защитника, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Жалоба на решение о выдаче рассматривается с участием лица, в отношении которого был направлен запрос о выдаче (часть 4 статьи 463 УПК РФ). Если указанное лицо скрылось, то жалоба рассматривается без его участия с обязательным участием защитника.

Допускается обратная выдача ранее выданного лица, за совершение преступления до его выдачи на территории РФ. В этом случае такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, осуждено за преступление, не указанное в запросе о выдаче без дополнительного согласия запрашиваемого государства.

Суд не вправе предрешать вопрос о виновности или невиновности лица, в отношении которого предполагается направление запроса о выдаче или Российской Федерацией уже получен указанный запрос, но вправе частично признать решение о выдаче законным и обоснованным.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии

  • Прошу сообщить о возможности получения квоты в следующем случае. Ужe пpoвeдeнa oпepaция пo yдaлeнию пупочной ...

    Подробнее...

     
  • Здравствуйте я являюсь военослужищем вна Сахалине имею местную прописку но она можно сказать у чужих ...

    Подробнее...

     
  • Я обратилась в прикрепленную п-ку с просьбой выдать мне карточку ребенка на руки т.к. у нее держалась ...

    Подробнее...

Вход на сайт

Обратная связь

+7 (499) 397-00-68
post@advocatkuzmin.ru
Advocat0366

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100